Go to content
Hjorundfjord
Hjorundfjord
Aurlandfjord
Aurlandfjord
Naeroyfjord
Naeroyfjord
Geirnagerfjord
Geirnagerfjord
Naeroyfjord Winter
Naeroyfjord Winter
Puplpit Rock Lysefjord
Puplpit Rock Lysefjord
Fjaerlandfjord
Fjaerlandfjord
Geirangerfjord
Geirangerfjord

Все, что вам нужно знать о фьордах Норвегии

Если ввести в Google запрос «красивые фьорды», то, скорее всего, на первых местах в результатах поиска будут Норвегия и Западная Норвегия. Это первая ассоциация.

Глубокие синие фьорды Норвегии, которые прорезают дикие горы, создавая потрясающе красивые пейзажи, не похожи ни на что в мире. Но, разумеется, фьорды — это не только норвежский феномен. Они встречаются и в других гористых регионах, переживших ледниковый период. Однако большинство незамерзающих живописных фьордов находится в Норвегии. Самые известные — в Западной.

Что такое фьорд?

Что такое фьорд?

Фьорд — это история про воду, лед и горы. Фьорды — это длинные узкие бухты с крутыми или скалистыми берегами. Их образуют ледники, углубляющие существующие долины, а также вода и лед, постепенно разрушающие массив. 

В отличие от потоков воды, ледники могут разрушать породу ниже уровня моря. Подо льдом ледник увлекает за собой камни и гравий. То есть он действует как огромный кусок наждачной бумаги.

В Норвегии было 40 ледниковых периодов различной продолжительности. И в течение каждого из них лед, талая вода и гравий разрушали породу. Результатом каждого ледникового периода было дальнейшее углубление долин. В итоге ледники, вода и гравий прорезают такую глубокую долину, что море начинает ее затоплять. Вот так появились норвежские фьорды.

Около 12 000 лет назад лед отступил из крупнейшего норвежского фьорда, Согне-фьорда. Так появился потрясающий пейзаж фьорда, который мы наблюдаем сегодня.

Фьорды и ледники

Фьорды и ледники

Фьорды могут быть очень глубокими. Например, максимальная глубина Согне-фьорда составляет 1308 метров. Если добавить к этому высоту окружающих гор, можно приблизительно представить, какие невероятные силы создали современные фьорды и придали им форму.

В некоторых районах после последнего ледникового периода ледники все еще остаются на суше. Эти ледники и растут, и отступают. Некоторые ледники росли до 1980-х, но сейчас их толщина и протяженность сократились. 

Если вы видите фьорд холодного зеленого цвета, значит где-то поблизости есть ледник. Здесь соленая вода содержит много талой воды из ледников. Частицы талой воды придают водам фьорда красивый изумрудный цвет.

Если отправиться вверх по Фьерланд-фьорду, ответвлению Согне-фьорда, можно приблизиться к крупнейшему леднику Норвегии, Йостедальсбреен и посетить Норвежский музей ледников.

Здесь вы найдете информацию о поездках по Фьерланд-фьорду на полдня и полный день, а также о ледниках.

Норвегия фьордов

Норвегия фьордов

Западная Норвегия известна во всем мире как «Страна фьордов». Этот регион знаменит эффектными пейзажами, которые создали фьорды, «прорезав» горы. Миллионы лет лед и вода врезались вглубь земли, создавая лабиринт долин над и под водой. Сегодня дикий и нетронутый пейзаж превратился в популярное место, которое притягивает туристов со всего мира.

В Норвегии более 1700 фьордов. Они имеют названия и расположены вдоль побережья длиной 57 000 км. Многие из этих фьордов простираются вглубь материка от западного побережья Норвегии. Здесь также расположены два фьорда, включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, — Нерёй-фьорд и Гейрангер-фьорд.

Эти фьорды — два самых популярных туристических направления Норвегии, и нетрудно понять почему. Крутые горы вырастают из сверкающих вод, могучие водопады срываются вниз со скал, вокруг первозданная природа, а по горным склонам разбросаны крошечные живописные деревни и фермы. Волшебная картина!

Узкий Нерёй-фьорд окружен горами, возвышающимися на 1000 метров над уровнем моря. На Гейрангер-фьорде есть фантастические смотровые площадки. С фьорда можно добраться до некоторых живописных водопадов и крошечных ферм, на которых живут люди.

Хотите узнать больше о самых красивых фьордах Норвегии? Вот несколько фактов о шести знаменитых фьордах.

1. Нерёй-фьорд — длинный и красивый фьорд, внесенный в список ЮНЕСКО

1. Нерёй-фьорд — длинный и красивый фьорд, внесенный в список ЮНЕСКО

Нерёй-фьорд прекрасен в любое время года. Недавно в результате голосования он был признан одним из самых красивых в мире мест, достойных посещения. Американский канал CNN включил Нерёй-фьорд (наряду с Гейрангер-фьордом) в топ-10 природных достопримечательностей.

А еще раньше голосование проводил журнал National Geographic, и этот фьорд был назван «Лучшим неизведанным туристическим направлением в мире». Так что неудивительно, что этот фьорд попал в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Нерёй-фьорд и окружающие его горы — это захватывающее зрелище.

В конце Нерёй-фьорда находится поселок Гудванген. Там можно посетить деревню викингов Ньярдархеймр. Круизы по фьорду отправляются в Согне-фьорд и Флом через Эурланн-фьорд. Во время круиза можно полюбоваться захватывающими видами, в том числе низвергающимися водопадами и идиллическими деревушками, в которых живут люди, хотя в это и сложно поверить.

2. Величественный Люсе-фьорд

2. Величественный Люсе-фьорд

Люсе-фьорд длиной 40 км пробил путь в могучем горном массиве. Фьорд выглядит довольно эффектно с воды, однако большее впечатление он производит сверху. Две самые известные достопримечательности на фьорде — горные плато Прекестулен и Кьераг.

Ежегодно Прекесутлен посещают 30 000 человек. С горного плато, вертикально обрывающегося в море, открывается невероятный вид. Lonely Planet присудил Прекестулену первое место в списке «Самые потрясающие смотровые площадки в мире». В 2017 году горное плато заняло первое место в списке природных достопримечательностей по версии CNN.

Прекестулен — это то самое место, где Том Круз исполнял головокружительные трюки в последнем фильме серии «Миссия невыполнима» 2018 года («Последствия»).

До другого знаменитого скального образования Люсе-фьорда, Кьерага, добраться пешком сложнее, чем до Прекестулена. Склоны этого горного плато обрываются почти вертикально вниз в Люсе-фьорд с высоты 1084 м. На Кьераг приезжают бейсджамперы со всего мира.

Здесь также находится Кьерагболтен, одна из самых часто фотографируемых достопримечательностей Норвегии. Кьерагболтен — это огромный валун, зажатый между двумя скалами. На него забираются самые смелые туристы, чтобы сделать фотографии.

От Ставангера легко добраться до Люсе-фьорда. Если у вас один или два свободных дня, вы можете отправиться в однодневный круиз по Люсе-фьорду. Времени больше? Поднимитесь на Прекестулен или Кьераг.

Узнать больше о Люсе-фьорде и круизах по фьордам можно здесь.

3. Фьерланд-фьорд — водный путь к ледникам

3. Фьерланд-фьорд — водный путь к ледникам

Из-за талой воды, которая стекает во фьорд с окружающих ледников, небольшой Фьерланд-фьорд часто приобретает изумрудно-зеленый оттенок. Во время круиза на целый день вы познакомитесь с этим прекрасным 25-километровым фьордом, окруженным не только крутыми горами, но и могучими ледниками. Когда паром достигнет начала Фьерланд-фьорда и пристанет, путешествие продолжится на маршрутном автобусе.

Во время экскурсии в Норвежский музей ледников во Фьерланде вы узнаете много интересного. Оттуда вас ждет короткий подъем к леднику, который некогда создал фьорды. Чуть дальше от берега находится самый большой ледник Норвегии — Йостедальсбреен. Этот ледник, длина которого составляет 100 километров, а ширина — 15, является крупнейшим ледником материковой Европы.

Фактически он состоит из множества маленьких ледников и ответвлений, одним из которых является Бёйябреен, к которому вы и поднимитесь.

4. Гейрангер-фьорд — открытка из Норвегии

4. Гейрангер-фьорд — открытка из Норвегии

Если вы видели открытки из Норвегии, на которых изображен красивый фьорд с водами сине-зеленого цвета, окруженный крутыми горами со срывающимися вниз водопадами, скорее всего, это был Гейрангер-фьорд. Его часто называют «жемчужиной фьордов». Его любят как норвежские, так и иностранные туристы. Это чудесный живописный фьорд включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Там у него отличная компания: Нерёй-фьорд, Брюгген в Бергене и ставкирка в Урнесе в коммуне Лустер недалеко от побережья Люсе-фьорда, ответвления Согне-фьорда.

Круиз по Гейрангер-фьорду — это возможность ближе познакомиться и с природой, и с культурой. Именно поэтому он был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Дикие водопады, срывающиеся с крутых высоких гор, а ниже — крошечные фермы и дома, словно цепляющиеся за склоны.

Все это можно увидеть вблизи во время посещения фермы Скагефло, до которой удобно добраться пешком из Гейрангера или по воде. Затем удобно совершить короткое крутое восхождение с берега фьорда.

Если вы поднимитесь до Скагефло или до любой другой смотровой площадки, вы увидите грандиозный фьорд из списка ЮНЕСКО с самого выгодного ракурса — сверху. Еще одна отличная смотровая площадка, Geiranger Skywalk, расположена в Дальсниббе.

Если у вас есть немного свободного времени в Гейрангере, можно отправиться в поездку вглубь материка, чтобы увидеть одни из самых красивых гор Норвегии. Снег здесь лежит круглый год, поэтому даже в жаркий летний день можно поиграть в снежки!

Самая эффектная дорога Норвегии, Тролльстиген, находится недалеко от Гейрангера. Неважно, путешествуете вы пешком, на велосипеде или на автомобиле, экскурсия по этой дороге заставит ваше сердце учащенно биться.

Если вы хотите узнать больше или отправиться в круиз по Гейрангер-фьорду, необходимую информацию можно найти здесь.

5. Хьёрунд-фьорд — тайное сокровище Суннмёрских Альп

5. Хьёрунд-фьорд — тайное сокровище Суннмёрских Альп

Уединенный Хьёрунд-фьорд поблескивает у подножия прекрасных диких Суннмёрских Альп. Фьорд врезается на 33 километра в горный массив, увенчанный острыми пиками.

Хьёрунд-фьорд окружен нетронутой природой и восхитительными деревушками. Некоторые места сообщаются с внешним миром только по воде. Судно проходит между идиллическим городком Алесунн со зданиями в стиле ар-нуво на берегу и деревней Эйе в конце Хьёрунд-фьорда.

Дикая и неукротимая природа Хьёрунд-фьорда и окрестностей словно создана для активного досуга и приключений. Это рай для любителей походов, байдарочников и лыжников. Чтобы интересно провести время, вам нужно просто сойти с круизного судна в Трандале, Урке или Эйе.

Если вы хотите расслабиться в приятной атмосфере, посетите респектабельный исторический отель Hotel Union Øye. Среди постояльцев отеля, который принимает гостей с 1891 года, — члены королевских семей, писатели и композиторы. Это оазис спокойствия. Здесь можно расслабиться и насладиться потрясающими видами на фьорды и горы.

6. Согне-фьорд — самый длинный фьорд Норвегии

6. Согне-фьорд — самый длинный фьорд Норвегии

Величественный Согне-фьордд простирается на большей части Западной Норвегии. Длина самого длинного фьорда в стране составляет 204 км. Здесь путешественников ждут захватывающие пейзажи и интересная культура.

Согне-фьорд — прекрасное место для спокойных круизов по фьорду, незабываемых походов, катания на лыжах, рыбалки и экскурсий к ледникам. Это место, где легко достичь душевного равновесия.

Кроме того, Согне-фьорд — самый большой незамерзающий фьорд в мире. Он углубляется в материковую часть страны и заканчивается всего в нескольких километрах от Йотунхеймена, горной местности, где расположены самые высокие пики Норвегии. Согне-фьорд также относится к числу самых глубоких фьордов Норвегии. Его максимальная глубина составляет 1300 метров.

У фьорда не менее 30 ответвлений. Они образовались, когда ледник шел по горам Западной Норвегии. Вот лишь некоторые из них: Эурланн-фьорд, Нерёй-фьорд, включенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Фьерланд-фьорд, Лустра-фьорд, Согндальс-фьорд и Гёупне-фьорд. 

Самый большой ледник Норвегии

Некоторые долины, которые продолжаются там, где заканчивается фьорд, заполнены ледниками. Фьорды, в которые стекает талая вода из ледников, имеют особенный изумрудный цвет. Здесь хорошо видно, как талая вода с ледников окрашивает фьорды в зеленый цвет.

Самый большой ледник материковой Европы — Йостедальсбреен. Этому леднику, появившемуся в результате Малого ледникового периода, вероятно, не более 2000 лет.

Йостедальсбреен имеет множество рукавов, три из которых отходят к ответвлениям Согне-фьорда. Ледник Бёйабреен простирается до Фьерланд-фьорда. Однако другие известные ледники, например Нигаардсбреен, Тунсбергдальсбреен и Эустердальсбреен, также расположены недалеко от Согне-фьорда.

В стране викингов

В стране викингов

Слово «фьорд» имеет древнескандинавское происхождение и означает «место, используемое для прохода и переправы». Это вполне логично: когда люди поселились в Норвегии после последнего ледникового периода, путешествия по воде были единственным способом передвижения. Вокруг многих фьордов сохранились свидетельства Бронзового века и эпохи викингов.

Из-за теплой воды, которую приносит сюда Гольфстрим, фьорды, расположенные вдоль западного побережья Норвегии, в основном не замерзают. Поэтому путешествовать по воде можно было круглый год. Мягкий климат также способствовал земледелию, а рыба была в изобилии вдоль всего побережья. Кроме того, существовали великолепные возможности перевозки товаров к поселениям на фьордах, из них и вдоль всего норвежского побережья. Кроме того, здесь можно было охотиться, так как в лесах водились лоси и олени, а в горах— северные олени.

Неудивительно, что викинги так полюбили фьорды западного побережья. А еще отсюда им было удобно отправляться в экспедиции.

Следы викингов

Эпоха викингов продлилась приблизительно с 800 до 1066 года. За этот относительно короткий период викингам удалось оставить след не только в норвежской, но и в европейской культуре. Пожалуй, более всего они известны как воины и грабители, — такими их представили в сериале «Викинги», однако они очень активно занимались торговлей.

Мужество и авантюрный характер, а также, разумеется, их замечательные суда, позволили викингам добраться до Константинополя (современный Стамбул, Турция) и наладить торговлю с Багдадским халифатом.

Многие викинги поселились во Франции, Шотландии и Ирландии. Некоторые эмигрировали в Исландию, а Лейф Эрикссон основал поселение на ранее неизвестном континенте, когда открыл Америку примерно в 1000 году.

Из экспедиций викинги привезли в Норвегию не только богатства и рабов, но и христианство. После принятия христианства, которое началось примерно в 1000 году, в Норвегии было построено несколько красивых и сложных по форме деревянных церквей, которые называются «ставкирки». Некоторые сохранились до наших дней. Три ставкирки можно увидеть на Согне-фьорде: в Урнесе, Каупангере и Хопперстаде.

Самой известной является ставкирка в Урнесе, расположенная на ферме Урнес на берегу Лустра-фьорда.

Путешествие во времени в эпоху викингов

На берегах фьордов можно увидеть следы торговой деятельности и поселений. Топонимы, которые происходят из древнескандинавского языка, такие как Каупангер, Солворн и Гудванген, свидетельствуют о том, что корни викингов находятся здесь.

Если вы хотите уделить несколько часов, целый день или даже больше изучению жизни викингов, это ваш шанс. Праздники викингов, дни викингов и рынки викингов проводятся во многих городах и деревнях по всей Норвегии.

В Ньярдархаймре в Гудвангене, в глубине Нерёй-фьорда, есть деревня викингов. Там можно познакомиться с образом жизни викингов.

Здесь можно узнать подробнее о деревне викингов в Гудвангене и о том, как туда добраться.

Корабль викингов и Осло-фьорд

Корабль викингов и Осло-фьорд

Викинги также создали общины вдоль восточного и южного побережья Норвегии.

Фьорды есть и на востоке Норвегии, но, в отличие от фьордов западного побережья, они не окружены высокими горами. Здесь горы вокруг фьордов разрушились и превратились в волнистые склоны. Получился относительно мягкий и плавный горный ландшафт.

Тут тоже есть незамерзающие зимой бухты, а мягкий климат способствует земледелию. В этом районе также сохранилось много следов викингов, в том числе курганы и суда.

Три корабля викингов, найденные в курганах знати и вождей, можно увидеть в Музее кораблей викингов на полуострове Бюгдёй в Осло.

Если вы остаетесь на некоторое время в Осло, мы рекомендуем совершить круиз по фьорду, который проходит среди многочисленных цветущих островов, бухт, пляжей и скалистых берегов, которые так любят посещать летом местные жители.

Если вы отправитесь по фьорду на юг, то проплывете мимо многочисленных идиллических островков, по узкому проливу Дрёбаксундет с историческим Оскарборгом с одной стороны и симпатичным городком Дрёбак с другой.

О, кстати! Если вы хотите встретиться с настоящим Дедом Морозом, он ждет вас в Дрёбаке. Рождественские приготовления идут здесь круглый год.

Фьорды в Голливуде

Фьорды в Голливуде

Если вы еще не видели норвежские фьорды вживую, наверняка вам приходилось видеть их в кино. Хотя, возможно, вы не отдавали себе в этом отчет. Норвежские фьорды послужили декорациями при съемке многих известных фильмов.

В 2013 году Нерёй-фьорд стал источником вдохновения для создания фильма «Холодное сердце» студии Уолта Диснея. Народные костюмы, строения, суеверия, тролли, горы и фьорды сразу узнаваемы.

Фьорды словно созданы для кинематографа. Некоторые из самых напряженных сцен фильма «Миссия невыполнима: Последствия» снимались на Люсе-фьорде и Прекестулене в 2018 году. Здесь Том Круз сражался за свою жизнь на фоне невероятных пейзажей.

Представители американских кинокомпаний приезжали на норвежские фьорды, чтобы выбрать декорации для съемок сиквелов таких фильмов, как «Мстители» и «Звездные войны».

Go to content
Hjorundfjord
Hjorundfjord
Aurlandfjord
Aurlandfjord
Naeroyfjord
Naeroyfjord
Geirnagerfjord
Geirnagerfjord
Naeroyfjord Winter
Naeroyfjord Winter
Puplpit Rock Lysefjord
Puplpit Rock Lysefjord
Fjaerlandfjord
Fjaerlandfjord
Geirangerfjord
Geirangerfjord

Everything You Should Know About Norwegian Fjords

Google "beautiful fjords" and chances are that Norway and Western Norway will appear at the top of the list. This is their story.

The deep, blue fjords of Norway which cut through wild mountains and stunningly beautiful landscapes are quite unlike anywhere else in the world. Of course, fjords are not just a Norwegian phenomenon. Other mountain regions around the world that have experienced ice ages normally have fjords too. However, many of the ice-free and most spectacular fjords can be found in Norway. The most famous of these are located in Western Norway too.

What is a fjord?

What is a fjord?

A fjord is a story of water, ice and mountains. Fjords are long, narrow inlets with steep sides or cliffs. They are formed through glaciers deepening existing valleys, and water and ice gradually wearing down the mountain masses. 

Unlike flowing water, glaciers can erode below sea level. Under the ice, stones and gravel are dragged along underneath and inside the glacier. In this way, the glacier acts like an enormous piece of sandpaper.

In Norway, we have had a total of 40 ice ages of varying durations. During each of the ice ages, ice, meltwater and gravel have worn away the rock. The result after each ice age is deeper and deeper valleys. The glaciers, water and gravel eventually carve out such a deep valley that the sea starts to flood in. This is how the Norwegian fjords were created.

Around 12,000 years ago, the ice retreated from Norway's largest fjord, Sognefjord. The result is the awe-inspiring fjord landscape that you see today.

Fjords and glaciers

Fjords and glaciers

Fjords can be very deep. Sognefjord is 1308 metres deep at its deepest, for example. When you add on the height of the surrounding mountains, you can get some idea of the enormous forces that have created and shaped the fjords we see today.

In some areas, glaciers still remain on land after the last ice age. These glaciers are both growing and retreating. Some of these glaciers were growing until the 1980s, but have now shrunk in both thickness and extent again. 

If you see an ice-green fjord, it means there is a glacier nearby. Here, the saltwater contains a lot of meltwater from the glaciers. The particles in the meltwater help give the fjord a beautiful emerald colour.

If you go to the uppermost reaches of Fjærlandsfjord, a fjord arm which projects out from Sognefjord, you can also get close to Norway’s largest glacier, Jostedalsbreen, where you can visit the Norwegian Glacier Museum.

You will find information on both half- and full-day trips on Fjærlandsfjord and to the glaciers.

Fjord Norway

Fjord Norway

Western Norway is best known as "Fjordland". The region is famous for its dramatic scenery, where the fjords are carved into the surrounding mountains. Over millions of years, ice and water have carved deep into the land masses, creating a labyrinth of valleys above and below water. Today, the wild and untamed landscape has become a magnet for tourists from all over the world.

Norway has over 1,700 named fjords dotted along the 57,000km-long Norwegian coast. Many of these fjords extend in from the west coast of Norway. This area is also home to two fjords featured on UNESCO’s World Heritage List: Nærøyfjord and Geirangerfjord.

These fjords are two of Norway's most popular tourist destinations, and it is not hard to see why. Steep mountainsides plummet into the glittering fjords, imposing waterfalls plunge straight down into the fjord, majestic and unspoiled nature and picturesque tiny villages and farms, clinging to the mountainside. It's a spectacle taken straight from the pages of a fairytale!

Nærøyfjord is narrow and surrounded by mountains towering over 1,000 metres above sea level. Geirangerfjord has fantastic vantage points from up high. From the fjord, you can get close to some of the fjord's beautiful waterfalls and tiny farms, which are still inhabited today.

Want to find out more about the most beautiful fjords of Norway? Here are some facts about six of the country's finest fjords.

1. Nærøyfjord — A long and beautiful UNESCO-listed fjord

1. Nærøyfjord — A long and beautiful UNESCO-listed fjord

Nærøyfjord is beautiful at any time of the year. The fjord has repeatedly been voted one of the world's most beautiful places to visit. US TV channel CNN included Nærøyfjord, along with Geirangerfjord, in their top 10 list of the natural wonders of the world.

National Geographic magazine has previously voted the fjord "The best unspoiled travel destination in the world". So it’s no surprise that the fjord features on UNESCO’s World Heritage list.

Nærøyfjord and its surrounding mountains are a breathtaking sight for anyone to behold.

At the head of Nærøyfjord, you will find the village of Gudvangen, where you can also visit the Viking village of Njardarheimr. Fjord cruises depart for both Sognefjorden and Flåm via Aurlandsfjord. The cruise offers many breathtaking sights, including cascading waterfalls and idyllic little villages where it is hard to believe anyone can actually live.

2. Mighty Lysefjord

2. Mighty Lysefjord

Lysefjord, which is over 40km long, has carved its way into the mighty mountain massif. The fjord is quite a sight from the water, but it is perhaps even more impressive when viewed from above. The two best-known attractions along the fjord are the mountain plateaus of Preikestolen and Kjerag.

Every year, over 30,000 visitors visit Preikestolen. From the mountain plateau, the cliff faces plunge vertically down to the sea, providing a dramatic spectacle. Preikestolen has even topped Lonely Planet’s list of the world’s “Most Breathtaking Viewing Platforms”. In 2017, the mountain plateau was awarded first place in CNN’s list of natural wonders.

Preikestolen is also the site of breakneck stunts by Tom Cruise in the most recent “Mission: Impossible” movie in 2018 (Fallout).

Lysefjord's other famous rock formation, Kjerag, is more challenging to reach on foot than Preikestolen. From this mountain plateau, the mountainsides plunge a spectacular 1084 near-vertical metres down to Lysefjord. Kjerag is a popular destination for base jumpers from around the world.

You will also find Kjeragbolten here, one of Norway's most photographed attractions. Kjeragbolten is an enormous boulder sandwiched between two rock faces. Daring tourists walk out onto the rock itself at Kjeragbolten, a favourite photo opportunity for visitors.

Lysefjord is easy to reach from Stavanger. If you have a day or two spare, you could also go on a day cruise on Lysefjord. If you have more time available, you could walk up to Preikestolen or Kjerag.

Read more about Lysefjord and fjord cruises here.

3. Fjærlandsfjord — the waterway to the glaciers

3. Fjærlandsfjord — the waterway to the glaciers

Little Fjærlandsfjord often has an emerald green hue caused by the meltwater which flows into the fjord from the surrounding glaciers. On a full-day cruise up the 25km-long fjord arm, you will experience a beautiful fjord surrounded not only by steep-sided mountains, but also by mighty glaciers. Once the ferry has docked at the head of Fjærlandsfjord, the trip continues on the shuttle bus.

On the tour, you can learn more about glaciers at the Norwegian Glacier Museum in Fjærland. From there, it is a short hop to what created the fjords in the first place: the glaciers. A little further inland, you will encounter Norway's largest glacier: Jostedalsbreen. One hundred kilometres long and 15 kilometres wide at its widest, the glacier is also the largest glacier on mainland Europe.

The glacier actually consists of many small glaciers and glacier arms, including Bøyabreen, which you will get close to.

4. Geirangerfjord — A picture postcard from Norway

4. Geirangerfjord — A picture postcard from Norway

If you have seen those picture postcards from Norway showing a beautiful bluey-green fjord, surrounded by steep mountains with waterfalls plunging into the water, it may well have been Geirangerfjord that you saw. It is often called the ‘Jewel of the Fjords’ and is much-loved by tourists, both from Norway and elsewhere. This scenic wonder of a fjord features in UNESCO’s World Heritage List, in good company with other gems such as Nærøyfjord, Bryggen in Bergen and Urnes Stave Church in Luster, situated near the shore of Lustrafjord, an arm of Sognefjord.

A cruise on Geirangerfjord will take you close to both nature and culture — everything that led the fjord to be included in UNESCO’s World Heritage List. Wild waterfalls cascade down from steep, towering mountains, while lower down on the flanks of the mountains, you'll see tiny farms and houses clinging to the mountainside.

You can see all this close up if you visit Skageflå farm, which can be reached on foot from Geiranger, or by boat followed by a walk up a short, steep path from the fjord.

If you get up high to Skageflå or one of the many other viewpoints, you can see the awe-inspiring UNESCO-listed fjord from its most spectacular side. From above. Another fine viewpoint is the Geiranger Skywalk on Dalsnibba.

If you have some time to spare in Geiranger, you can take trips inland to some of Norway's finest mountains. There is snow all year round here, and you can even have a snowball fight on a hot summer’s day!

Norway's most spectacular road, Trollstigen, is right next to Geiranger. An excursion along this road will set your pulse racing, whether you are walking, cycling or travelling by car.

If you would like to find out more or go on a fjord cruise on Geirangerfjord, you will find all the information you need here.

5. Hjørundfjord – Secret jewel of the Sunnmøre Alps

5. Hjørundfjord – Secret jewel of the Sunnmøre Alps

Hidden away, Hjørundfjord sparkles beneath the beautiful, wild Sunnmøre Alps. The fjord cuts 33 kilometres into the mountain massif with its pointed peaks.

Hjørundfjorden is surrounded by unspoiled nature and delightful little villages. Some places have no connection to the outside world other than by boat. The boat sails between the idyllic art nouveau town of Ålesund on the coast, and the village of Øye at the head of Hjørundfjord.

The wild and untamed nature in and around Hjørundfjord could almost have been made for activities and adventure. It is a paradise for hikers, kayakers and skiers. All you need to do to experience it is to jump off the fjord cruise at Trandal, Urke or Øye.

If you would prefer to take it easy and soak up the atmosphere, visit the historic Hotel Union Øye, a venerable hotel that has numbered royalty, authors and composers amongst its guests since it opened in 1891. Many people continue to seek tranquility and enjoy the good life here with a view of the fjords and mountains.

6. Sognefjord — Norway's longest fjord

6. Sognefjord — Norway's longest fjord

Mighty Sognefjord extends across much of Western Norway. Norway's longest fjord is 204 kilometres long and is home to both rich culture and breathtaking scenery.

The landscape of Sognefjord is the perfect setting for tranquil fjord cruises, memorable hikes, skiing, fishing and glacier tours. This is mindfulness at its finest.

Sognefjord is also the world's longest ice-free fjord. It extends so far into mainland Norway that it is ends just a few kilometres from Jotunheimen, a mountainous area where you will find most of Norway's highest peaks. Sognefjord is also one of Norway's deepest fjords, being no less than 1,300 metres deep at its deepest point.

No fewer than 30 fjord arms branch off as the glacier wends its way into the mountains of Western Norway. Aurlandsfjord, Nærøyfjord - which features on UNESCO’s World Heritage List, Fjærlandsfjord, Lustrafjord, Sogndalsfjord and Gaupnefjord are just a few of them. 

Norway's largest glacier

Some of the valleys which carry on where the fjord ends have a glacier at the end. The fjords that receive the meltwater from the glaciers have a distinctive emerald green colour. This becomes clearly visible when meltwater from the glaciers colours the fjords green.

The largest glacier on the European mainland is the Jostedalsbreen glacier. This glacier is the result of the Little Ice Age and is probably no more than 2,000 years old.

Jostedalsbreen has many glacier arms, three of which extend towards Sognefjord's many fjords. The Bøyabreen glacier extends down to Fjærlandsfjord, but well-known glaciers such as Nigaardsbreen, Tunsbergdalsbreen and Austerdalsbreen are also situated close to Sognefjord.

In the land of the Vikings

In the land of the Vikings

The word “fjord” is originally Old Norse and means "a place used for passage and ferrying". This is logical enough, because when humans originally settled in Norway after the last ice age, travelling on the water was the only way to get around. Around many of the fjords are relics of both the Bronze Age and the Viking Age.

The fjords along the west coast of Norway were largely ice-free due to the warm water transported there by the Gulf Stream. It made travel by boat possible all year round. The mild climate also made farming possible, there was a plentiful supply of fish along the coast along with excellent opportunities to transport goods to and from the settlements in the fjords and along the Norwegian coast. The hunting was good too, with elk and deer in the forests, and reindeer on the mountains.

It’s perhaps not that surprising that the Vikings liked the western fjords so much. You also did not have to travel very far when it was time to set off on another Viking voyage of discovery.

Viking relics

The Viking Age lasted from around 800 to 1066. In this relatively short period of time, the Vikings managed to leave their mark not only on Norwegian culture, but in Europe too. They are probably best known for warring and looting, as portrayed by “The Vikings” TV series, but the Vikings were just as occupied with trading.

Thanks to their highly efficient vessels and a large helping of courage, not to mention an adventurous spirit, the Vikings actually got as far as Byzantium (modern day Istanbul, Turkey) and traded with the Baghdad caliphate.

Many of them also settled in France, Scotland and Ireland. Others emigrated to Iceland, and Leiv Eiriksson established a settlement on a previously unknown continent when he discovered America around the year 1000.

The Vikings brought back not only riches and slaves with them to Norway, but also Christianity. After the conversion of Norway to Christianity, which began around the year 1000, a number of beautiful and intricate stave churches were built from timber. Some of these are still standing, and three stave churches can be found along Sognefjord: Urnes, Kaupanger and Hopperstad.

The most famous of these is Urnes Stave Church, which is situated at Ornes farm on the shore of Lustrafjord.

Head back in time to the Viking Age

Along the fjords, you will find evidence of trade and settlements. The place names which originate from the Old Norse language, such as Kaupanger, Solvorn and Gudvangen, reveal that the Vikings had their roots here.

if you would like to spend a few hours, a whole day or even longer sampling what life as a Viking was like, this is your chance. Viking festivals, Viking days and Viking markets take place in many towns and villages across Norway.

At Njardarheimr in Gudvangen, deep in Nærøyfjord, you will find a Viking village where you can experience what Viking life was like for yourself.

Here, you can read more about the Viking village in Gudvangen and how to get there.

Viking ship and Oslofjord

Viking ship and Oslofjord

The Vikings also built up communities along the east and south coast of Norway.

You will also find fjords in the east of Norway, but unlike those on the west coast, there are no towering mountains surrounding the fjords here. Here, the "mountains" around the fjords have been worn down to form undulating bluffs — a relatively gentle and rolling rocky landscape.

This area also had ice-free harbours in winter and a mild climate which made farming possible. In this area, there are many traces of the Vikings, including burial mounds and Viking ships.

Three Viking ships found in the burial mounds of rich and prominent Viking chieftains can be seen at the Viking Ship Museum on the Bygdøy peninsula in Oslo.

If you’re spending some time in Oslo, we recommend a fjord cruise between the many lush islands, coves, beaches and rocky shores which are a favourite place amongst locals in the summer.

If you head south on the fjord, you will pass many small idyllic islands, the narrow Drøbaksundet sound, with historic Oscarsborg on one side and the attractive little town of Drøbak on the other.

Psst! If you would like to visit the real Father Christmas, you will find him in Drøbak. Christmas preparations take place all year round here.

Fjords in Hollywood

Fjords in Hollywood

If you have yet to see the Norwegian fjords in real life, you might have already seen them in the movies without even realising it. Norwegian fjords have been used as a backdrop to some major film productions.

In 2013, Nærøyfjord was used as inspiration for Walt Disney's "Frost". Folk costumes, buildings, superstitions, trolls, mountains and fjords are all instantly recognisable if you know where to look.

It is almost as if the fjords were made for action. Some of the most intense action scenes in “Mission: Impossible - Fallout”, were filmed in Lysefjord and at Preikestolen in 2018. Here, Tom Cruise fights for his life in an awe-inspiring landscape.

US film companies have visited the Norwegian fjords with a view to filming sequences in productions such as The Avengers and Star Wars.