Go to content

Об отеле Fretheim

Первыми иностранцами во Фломе были любители рыбалки, приезжавшие сюда за богатым уловом форели и лосося. Обилие рыбы привлекло в эти места и английскую знать, и страстных рыболовов из Бергена.

Английские лорды и лов лосося

В 1870 году лорд Уигрэм приобрел права на лов рыбы в реке Флом. Первыми иностранными туристами, посещавшими Флом, были спортсмены-рыболовы, которых привлекали крупный лосось и форель, водившиеся в реке. Примеру лорда Уилгрэма последовали многие богатые англичане. Удачливый рыболов в хороший день вполне мог поймать 10 лососей.
Любители рыбалки часто останавливались на ферме предприимчивого и импозантного Кристена Фретхейма, самого зажиточного человека в деревне. Он унаследовал ферму в 1879 году. В 1890-м он основал почтовое отделение, а пять лет спустя занялся предоставлением услуг по экспедированию грузов.

От фермы до отеля

Туристам нравилось гостеприимство фермы Фретхейма, и вскоре в ответ на их пожелания был возведен отель. Неудивительно, что первое здание фермы Фретхейма жители деревни прозвали Английской виллой.
Вскоре отель стали приезжать любители рыбалки, туристы и рабочие-строители. Спрос на перевозки был столь велик, что в 1902 году Кристен Фретхейм открыл почтовую станцию. Он нанял 10 извозчиков на полную ставку, а в его конюшне было 14 лошадей. Уже в 1908 году 79 судов с 10 202 туристами на борту прибыли в деревню Гудванген, расположенную в начале Нерей-фьорда. Местные лодки привезли «в потрясающее своей красотой и великолепными видами место» еще 4500 человек.

Марта Фретхейм

Кристен Фретхейм женился на юной госпоже Хертцберг, но она трагически скончалась в 1903 году, не успев родить детей. В 1909 году во Флом прибыла Марта Фретхейм, чтобы помогать своему кузену Кристену. Она была великолепным организатором и вскоре взяла на себя решение практически всех задач в отеле и за его пределами. У Кристена не было времени и желания заниматься такими мелочами, как кормление свиней и уборка навоза, но, к счастью, со всеми этими делами мастерски справлялась Марта.
Ей нравилось заниматься садом при гостинице, и вскоре его красота стала известна во всей округе. Посетители по достоинству оценили гостеприимство Марты и безупречный сервис. Когда 10–15 гостей уезжали в горы на карете, Марта обязательно следила за тем, чтобы их вещи были завернуты в газеты (от сырости) и чтобы у каждого с собой была бутылка с горячей водой. Марта Фретхейм заботилась о комфорте каждого гостя, а вечером со свечой в руках провожала его в номер. К персоналу она относилась с той же заботой и уважением.
Кристен Фретхейм скончался в 1916 году, а Марта работала в отеле до конца жизни. Некоторые верят, что ее душа и сейчас заботится об отеле: следит за порядком, атмосферой и обслуживанием. Согласно легенде, она совершает обход любимого отеля каждую ночь, чтобы убедиться, что с гостями все в порядке.

История отеля в последние 100 лет

Марта Фретхейм умерла в 1933 году, и управление отелем перешло к ее племянникам Астрид и Атле А. Фретхейм. В 1958 году директором отеля стал Ханс Петтер Тхоруд, хотя владельцем по-прежнему оставалась семья Фретхейм. В 1979 году отель продали семье Сервиг из Лиллехаммера, и они сменили название Fretheim Hotel на A/S Langseth Hotel. Однако вскоре название A/S Fretheim Hotel было возвращено, и в 1982 году отель выкупила семья Тхоруд, сохранив название Fretheim Hotell AS.
В 1997 году отель Fretheim был продан компании Aurland Ressursutvikling AS. В сентябре 1999 года начались работы по расширению отеля. Завершились они в мае 2000-го. Отелем по-прежнему управляет Aurland Ressursutvikling. Недавно отремонтировали самую старую часть здания, в которой теперь располагаются представительные банкетные залы, конференц-залы и помещения для других мероприятий.

Член Ассоциации исторических отелей и ресторанов

Отель Fretheim гордится членством в Норвежской ассоциации исторических отелей и ресторанов.

Это уникальная организация, объединяющая лучшие рестораны и гостиницы Норвегии. Членство в этой организации считается знаком качества, но в то же время предполагает соответствие строгим требованиям в отношении уровня услуг, архитектуры и сохранения исторического наследия. Организация поддерживает международные связи с Ассоциацией исторических отелей Америки, которая пользуется поддержкой Национального траста по сохранению исторического наследия (National Trust for Historic Preservation).
Как член Ассоциации исторических отелей и ресторанов мы мечтаем о том, чтобы гости получали уникальные впечатления от пребывания в нашем аутентичном отеле. И мы надеемся, что они будут помнить о нашем отеле после возвращения домой и полученные впечатления сохранятся в их памяти на долгие годы.

Мы предлагаем не только удобную кровать и вкусную еду, — мы гарантируем сильные впечатления. Как для души, так и для тела. Отель Fretheim — место, где пишется ваша история!

Go to content

About Fretheim Hotel

The first foreigners to visit Flåm were salmon fishers because the river had abundant trout and salmon. This tempted many well-to-do Englishmen and, later, keen anglers from the Bergen area.

English lords and salmon fishing

In 1870, Lord Wigram leased the fishing rights to the River Flåm. The first foreign tourists to visit Flåm were sports fishermen who were lured by the large salmon and trout in the river. Many wealthy Englishmen followed Lord Wigram's example. It was not uncommon for a lucky angler to catch ten salmon on a good day.
These anglers often stayed at the farm of Christen Fretheim, the richest man in the village, who was both enterprising and physically imposing. He had taken over the farm in 1879. In 1890, he established a post office and five years later started a shipping freight service.

From farm to hotel

The guests enjoyed the hospitality of Fretheim Farm and soon a hotel was built to cater to their needs. Not surprisingly, the villagers referred to the first building of Fretheim Farm as the English Villa.
Soon, the hotel rooms were being booked by keen anglers, tourists and construction workers. So great was the demand for transportation that in 1902 Christen Fretheim opened a Posting Inn. He employed ten full-time coachmen and had 14 horses in his stables. As early as 1908, 79 ships carrying a total of 10,202 tourists called at the village of Gudvangen, at the head of the Nærøyfjord. The local boats carried an additional 4,500 people "to the heart of the grandest scenery, with a succession of marvellous views".

Marthe Fretheim

Christen Fretheim married the young miss Hertzberg but she tragically died prematurely in 1903, before they had any children. In 1909, Marthe Fretheim came to assist her cousin Christen. She was an excellent organiser and soon took charge of tasks both inside and outside the hotel. Christen had little time or concern for details such as feeding the farm's pigs or disposing of manure, but fortunately Marthe skilfully managed such essential tasks.
She enjoyed gardening and her hotel garden soon became renowned. The guests keenly appreciated Marthe's hospitality and excellent care. When a fleet of carriages carried 10–15 guests up the mountain, Marthe made sure that a layer of insulating newspapers was tied around their clothing, and that each of them was equipped with a hot water bottle. Marthe Fretheim took great care to ensure the comfort of each of her guests and in the evening she would guide them up to their rooms by candlelight. She treated her employees with the same care and respect.
Although Christen Fretheim died in 1916, Marthe stayed on at the hotel for the rest of her life. Some believe she still has a hand in ensuring the hotel is friendly and well run. Legend has it she makes a round every night, seeing that all is well with the guests at her beloved hotel.

The hotel's recent history

Marthe Fretheim died in 1933 and operation of the hotel became the responsibility of her niece and nephew, Astrid and Atle A. Fretheim. In 1958, Hans Petter Thorud became director of the hotel, though it was still owned by the Fretheim family. In 1979, the hotel was sold to the Sørvig family from Lillehammer, who changed its name from Fretheim Hotel to A/S Langseth Hotel. However, it soon changed back to A/S Fretheim Hotel and, in 1982, the Thorud family acquired the hotel, running it under the name Fretheim Hotel AS.
In 1997, Fretheim Hotel was sold to Aurland Ressursutvikling AS. In September 1999, work started on extending the premises and this was completed in May 2000. The hotel is still run by Aurland Ressursutvikling and the oldest section has now been refurbished and contains stately banqueting rooms and conference/event facilities.

Member of Historic Hotels and Restaurants

Fretheim Hotel is a proud member of the Norwegian organisation “Historic Hotels and Restaurants".

This is a unique organisation, which includes many of Norway’s most charming hotels and restaurants among its members. Membership is considered a stamp of quality for the company but entails compliance with rigorous requirements and expectations regarding quality, architecture and the preservation of historical values. The organisation is internationally associated with Historic Hotels of America, which is supported by the National Trust for Historic Preservation.
As a member of Historic Hotels and Restaurants, our aim is to create new stories for our guests, through thrilling experiences with history as a backdrop. We hope that these stories will continue to unfold in the memories of our guests, long after they have returned home.

We offer a lot more than just a comfortable hotel bed and a tasty meal; we represent a wealth of experiences for both body and soul. Fretheim Hotel is where your own history is created!